Самый первый аппарат, в котором использовался принцип самовращения, придумал испанский авиаинженер доктор Хуан де ля Сиерва около 70 лет назад. Он был изрядно расстроен, когда из-за потери скорости разбился спроектированный и построенный им трехмоторный самолет, и решил создать летательный аппарат, способный в случае отказа двигателя безопасно приземляться и не входить в штопор.
Первые успешные аппараты были построены Сиервой в Англии, вскоре после этого их производство было организовано и в США. В 30-е годы было выпущено и продано более 200 автожиров. На заре своей истории эти аппараты применялись в сельском хозяйстве, для доставки почты, в армиях нескольких государств.
После Второй мировой войны интерес к автожирам начал падать, т.к. их место стали занимать вертолеты, чье развитие активно финансировали военные. Только в 50-е годы, когда Игорь Бенсен придумал, построил и начал активно пропагандировать свой "гирокоптер", интерес к автожирам снова начал расти - теперь уже в основном среди пилотов-любителей. Автожир Бенсена стоил в несколько раз дешевле легкого вертолета, был проще и безопаснее в пилотировании, а потому сразу полюбился тем, кто хотел летать просто для собственного удовольствия. Конструктор доказал практическую надежность автожира с толкающим винтом. Такие машины привлекали любителей в силу своих небольших размеров, т.к. не требовали много места для стоянки и хранения, а также легко перевозились на легковом прицепе. Первые автожиры имели самолётное управление, но позже эти функции были перенесены на ротор.
Ротор автожира во время полёта не подключен к двигателю. Воздушный поток проходит через лопасти ротора снизу вверх. Этот принцип совершенно противоположен тому, что используется в вертолёте, где воздушный поток проходит сверху вниз от ротора. Поскольку к ротору не приложено никакой мощности, то отсутствует вращательный момент относительно воздушной массы и не нужен хвостовой винт, компенсирующий этот момент.
Вертолёт появился значительно раньше автожира. Первая удачная модель была испытана уже в 1907 году. Но настоящий успех пришёл к вертолетам после того, как конструкторы использовали в них изобретенные Сиервой для автожиров (гиропланов) горизонтальные и вертикальные шарниры. Основным преимуществом вертолёта является его возможность вертикального взлета и посадки, висения и движения в стороны и назад. Во время горизонтального полёта носовая часть вертолёта наклона вниз, а ось вращения ротора–вперёд для сообщения поступательного движения. У произведенного автожира всё наоборот. Его ротор наклонён назад почти на такой же угол, что и у вертолёта при движении вперёд, а тяга создаётся за счёт толкающего винта (на первых аппаратах – за счёт тянущего).